Первая психологическая помощь. Как помочь во время острой фазы?

Общая готовность

Если кто-либо может быть полезным во время острой фазы и оказать первую психологическую помощь после катастрофы или происшествия, необходимо, чтобы оказывающий помощь был настолько основательно подготовлен и сориентирован, насколько это только возможно. Первое, что он должен сделать – это собрать необходимую информацию о происшествии, его интенсивности и истории. Это означает, что он должен знать число жертв, какие повреждения были нанесены и были ли фатальные исходы. К тому же он должен оценить, какие ресурсы необходимы для дальнейшей работы. Это важно по двум причинам – сам оказывающий помощь должен быть достаточно психологически подготовленным человеком, и он должен уметь наиболее эффективно организовать, информировать и оказывать первую психологическую помощь. Понимание пострадавшим того, что оказывающий помощь имеет полную осведомленность и общее понимание ситуации пострадавшего, вселяют в пострадавшего чувство безопасности, что очень важно. Решающим моментом является также и то, что оказывающий помощь постоянно  получает последнюю информацию. Осведомлённость позволяет осуществлять самоконтроль и одновременно возвращать контроль тем, кто пережил происшествие.

Естественное поведение

Оказывающий помощь должен быть живым, заинтересованным, прямым и легко доступным для пострадавших. Он должен обеспечивать самоконтроль и активность  пострадавших, и с самого начала пытаться помочь так, чтобы к пострадавшим пришло чувство самоконтроля и владения ситуацией, демонстрировать, что возможно, проявить естественное поведение и таким образом предотвращать пассивность и беспомощность.  Оказывающий помощь также должен быть готовым к решению практических проблем в критической ситуации.

Оказывающий помощь должен быть БЛИЗКО: душевная БЛИзость – Забота – КОнтакт

БЛИЗКО означает, что оказывающий помощь присутствует и проводит необходимое физическое обследование, обеспечивает горячее питьё, шерстяные одеяла и т.д. Оказывающий помощь должен уметь поговорить с пострадавшими и успокоить их, по возможности обеспечив тактильный контакт. Необходимость человеческого физического контакта может быть велика, и во время хаотической фазы это может помочь человеку собраться и  снова взять всё под контроль. Крепкое объятие одновременно успокаивает и предлагает безопасность. Может быть необходимым оградить пострадавшего от  нового стресса, например, от навязчивости средств массовой информации. Кроме того, важно дать пострадавшему время и проявить личный интерес.

Оказывающий помощь должен быть участливым  проявлению эмоций и замешательству. Во время этой фазы то, что оказывающий помощь делает, может иметь  большую значимость по своей чисто практической природе, чем то, что говорится, потому что восприятие слов и вербальной информации может быть значительно снижено. Слова часто не понимаются пострадавшими, тогда как забота всегда дойдёт по адресу. В этой ситуации тон голоса,  выражающий спокойствие и понимание, намного важнее, чем слова, которые говорятся.

Может возникнуть большая потребность быть вместе с членами семьи, любимыми и близкими друзьями.  Это важно организовать так, чтобы все потребности пострадавших были бы удовлетворены. Будет полезно,  если вы соберете семью и организуете очную встречу.

Большую важность представляет чувство товарищества с теми, кто оказался в этой же ситуации, это также является фактором обеспечения пострадавшего душевной близостью, заботой и контактом.

Участливое отношение

Люди по-разному реагируют, находясь в состоянии стресса, и мы должны принять это.  Мы должны дать им понять, что их реакции не являются ненормальными, это нормальные реакции в ненормальной ситуации. С поддержкой и проникновенностью, но без преувеличенной симпатии, оказывающий помощь должен признавать разнообразные эмоции, когда они выражаются. Он должен пытаться выражать адекватный оптимизм, который не должен сводиться к поверхностному «всё будет хорошо».  Никогда не пытайтесь преуменьшить то, что случилось. В то же время, в определенных ситуациях следует избегать выражать поспешный оптимизм.  В кризисных ситуациях их участники воспринимают всё, как лишённое смысла, например, в случае неожиданной или непредвиденной смерти детей или молодых людей. Могут возникнуть гнев и агрессия. Если даже все это понимается и принимается, подобное не должно поощряться, поскольку может впоследствии подавлять другие психические процессы. Следует избегать и поиска «козлов отпущения».

Все эмоциональные реакции являются нормальными, даже если они болезненные и пугающие. Самое важное в этой фазе – дать человеку время и быть активным слушателем. Такое отношение демонстрирует принятие естественности  и нормальности эмоциональных реакций. Данное отношение должно выражать важность эмоциональной разгрузки и нежелательность подавления чувств или отказа от их проявления.

Контроль поведения

В острой фазе, во время катастрофы или происшествия, возможно возникновение возбуждённого поведения, которое может поставить в тупик как самого человека, так и группы людей. В определенных ситуациях подгруппы могут оказывать давление на других членов группы, которые пытаются найти пути решения кризиса. Особо опасной формой «группового мышления» является коллективное отрицание. В острой ситуации это может способствовать перерастанию кризиса в катастрофу. Люди могут полностью отрицать существующую опасность, поддаваться панике или проявлять чрезмерную агрессию. Это может получить большой размах и  привести к хаосу и панике. Подобное поведение должно быть пресечено решительным, энергичным и честным лидером, который демонстрирует понимание общей ситуации и  держит её под контролем.  Важно поторопиться и использовать с этой целью людские ресурсы. Необходимым может оказаться установление определенных физических ограничений. В большинстве случаев желаемая цель достигается легким прикосновением к взволнованному человеку и спокойным разговором с ним, но при случае может быть необходимым успокоить такие реакции с помощью транквилизаторов.

В редких случаях острые эмоциональные реакции становятся такими интенсивными, что у человека случается психический срыв в форме психоза. Это происходит при сильных стрессах или среди особенно ранимых людей.

Подобные острые психозы почти всегда имеют краткую продолжительность и длятся от нескольких часов до нескольких дней.

Реакции могут быть схожими с симптомами серьезных психических заболеваний и включать в себя мании, галлюцинации и дезориентацию. У человека могут возникнуть навязчивые представления о том, что его преследуют, хотят отравить или кто-то хочет разделаться с ним. Или ему может представиться, что ничего не случилось, никто не умер, всё это – недоразумение и на этом он будет настаивать во время острой фазы. У пострадавшего могут возникнуть галлюцинации, видения или он может слышать голоса, которые, вероятно, связаны со всем, произошедшим во время катастрофы. Может случиться, что человек не полностью понимает, что случилось, где он и что происходит. При тяжелом состоянии следует начать раннее, адекватное и активное лечение, направленное на устранение острых реакций и противодействие возможным дальнейшим негативным последствиям.